Организационная структура бизнес-фирмы – это важный выбор при её создании. Законодательством предоставлен определённый выбор в этом вопросе. В разных случаях может применяться различная структура управления фирмой и уровень ответственности. Как известно, при создании нового бизнеса самым простым решением будет просто стать индивидуальным предпринимателем.
Организационная форма акционерного общества (открытого или закрытого) находится, в каком-то смысле, на другом полюсе возможностей. Рассмотрим его некоторые особенности.
Возможности для бизнеса здесь наиболее широкие, по сравнению с другими вариантами. Ответственность для инвесторов здесь практически снижена до нуля, при этом, контроль со стороны государства за деятельностью акционерного общества является очень подробным и тщательным.
Структура управления фирмой опирается на необходимость в определённых случаях, предусмотренных законодательством, собирать собрания акционеров, которые имеют право контролировать деятельность организации. Для того, чтобы начать свою деятельность, требуются значительные финансовые средства.
Общество с ограниченной ответственностью занимает промежуточное положение. Ответственность по обязательствам распространяется только на денежные средства и имущество фирмы и не затрагивают имущество её основателей. Для начала деятельности требуется значительный денежный взнос.
Однако, он не настолько велик по сравнению с тем, который требуется при создании акционерного общества. При этом, структура управления ООО достаточно компактна. Она гораздо более эффективна, чем структура руководства АО в вопросах эффективности и оперативности при принятии бизнес решений.
Существуют также и другие формы ведения бизнеса. Здесь мы рассказали о тех, которые распространены в наибольшей степени.
Конечно, при создании бизнеса, решение о форме его ведения принимается с учётом всех существенных обстоятельств в данном конкретном случае. Однако, с течением времени, может оказаться так, что мнение об организационной форме может стать иным.
Это может послужить одной из возможных причин для изменения его предприятием. В этой статье мы более подробно рассмотрим этот вопрос.
Понятие ОАО, ЗАО и ООО
Расскажем о том, что же конкретно представляют собой общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество (открытое или закрытое). Мы знаем, что правильный выбор — это важный элемент стратегии бизнеса.
Итак, какие требования государством предъявляются к ООО, ОАО и ЗАО:
- Численность участников (инвесторов, хозяев этой фирмы) для ООО не может превышать 50 человек. Для АО этот предел не установлен.
- Участниками имеют право быть как физические, так и юридические лица.
- Уставной капитал делится на доли уставного фонда предприятия, а не на акции, как обстоят дела в случае АО.
- Использование такой организационной формы, как ООО, оптимально именно для малого и для среднего бизнеса.
- При регистрации фирмы, необходимо, в числе прочего, указывать личную информации о каждом основателе ООО. Для АО этого требования нет.
- При оформлении уставных документов для ООО, существует возможность закрыть любую возможность для новых инвесторов войти в состав учредителей фирмы. В ОАО такое ограничение ввести практически невозможно.
- В ООО посредством обращения в суд можно исключить того или иного инвестора из состава учредителей. В АО такая возможность отсутствует.
- Если в ООО собираются учредители и принимают какое-либо важное решение, то обычно требуется согласие большинства участников. В АО это не так. Здесь всё решается на основе количества акций, а не большинства учредителей.
- Требования законодательства к уставному капиталу ООО состоят в том, что он не должен быть меньше 10 тысяч рублей, в то время, как в АО эта сумма составляет сто тысяч рублей.
- Важное различие состоит в том, что ОАО раз в год, согласно законодательству, обязано проходить аудиторскую проверку, а ООО не имеет такой обязанности.
- ОАО или ЗАО в большей степени подходит для ведения более солидного бизнеса, но при этом требует серьёзных затрат для своей деятельности по сравнению с ООО.
Также, коснёмся различий между ЗАО и ОАО.
В обоих случаях речь идёт об акционерных обществах, но между ними есть довольно существенная разница:
- В ЗАО акционерами могут быть только физические лица. Причём речь идёт о чётко ограниченном, зафиксированном круге лиц.
- Если кто-то желает выйти из ЗАО, продать акции он может только тем инвесторам, которые на данный момент входят в круг акционеров.
- Обязанность проведения ежегодного аудита в этом случае также существует (как и в ОАО), но публиковать результаты (в отличие от ОАО) ЗАО не обязано.
Необходимость процедуры
Когда мы говорим о том, что в некоторых случаях выгодно перейти от одной организационной формы к другой, то это обычно вызвано соображениями, которые связаны с повышением эффективности деятельности предприятия в данных конкретных условиях. Однако, поскольку правила в бизнесе определяются существующим законодательством, произошедшие важные изменения могут создать такие условия, что рассматриваемое преобразование приобретёт дополнительные аргументы в его пользу.
Именно такое событие произошло в середине 2014 года. Был принят закон, и в нем рассматривались различные изменения, которые должны были быть внесены в четвёртую главу Гражданского Кодекса РФ. В основном речь шла о списке организационных форм ведения бизнеса на территории страны.
Однако, в этом документе, в частности, был рассмотрен вопрос об отмене таких форм хозяйствования, как открытые или закрытые акционерные общества. Вместо них была введена такие формы, как публичные и непубличные акционерные общества.
Первые из них — это публично размещающие свои акции, и у которых в уставе указано то, что они являются публичными. Также, в их названии должна быть отмечена эта их особенность. Непубличные акционерные общества не обязаны отмечать в своём наименовании свою не публичность. Эти и другие многочисленные аналогичные изменения были достаточно важны, но особое влияние оказало другое нововведение.
Речь идёт о двух вещах.
Условия
Рассмотрим более конкретно те условия, которые сложились после принятия этих изменений в ГК РФ. Сначала сравним ситуацию до и после нового закона для акционерных обществ.
Плюсы:
- Теперь ведением реестра занимается профессионал, имеющий соответствующую лицензию и которого этому специально обучали.
- В случае нарушения правил отвечать будет не фирма, а этот профессионал.
Минусы:
- Высокая стоимость ведения реестра. На момент начала действия этих изменений она составляла 15 000 рублей.
- Сложность процедуры перехода от одного регистратора к другому.
- Поскольку вести его будет посторонний специалист, будет снижена возможность для различного рода манёвров, которые можно было выполнить без особых проблем внутри фирмы.
- Фирма будет вынуждена учитывать такие вещи, как место, где работает регистратор, а также график его работы.
- Зависимость от ценовой или другой деловой политики регистратора. Например, при расторжении с ним договора, он может удержать некоторые документы у себя.
- Высокие штрафы при нарушении правил работы с регистратором.
Как мы видим, минусов гораздо больше. Формально, никто не вынуждает ЗАО менять свою форму. Но если предприятие так поступит, то ему это может быть выгодно.
Цели и задачи преобразования
Основные цели преобразования состоят в том, чтобы обрести организационную форму, которая будет в максимальной степени способствовать повышению эффективности бизнеса фирмы.
В процессе преобразования будут достигнуты следующие основные задачи.
- Фирма получит полный контроль над своей деятельностью.
- Будут снижены риски нарушения многочисленных новых правил.
- Уменьшится уровень бумажной работы по сдаче отчётности, в связи с тем, что контроль деятельности ООО, со стороны государство намного слабей, чем по отношению к ЗАО.
Порядок реорганизации
Хотя некоторые фирмы предлагают помочь при такой реорганизации, тем не менее, будет полезно рассмотреть порядок проведения этой процедуры поэтапно:
- Первым пунктом должно быть само принятие решения о реорганизации. В ЗАО такое решение может быть принято только на собрании акционеров. Проголосовать за данный вариант должно не менее 75% акционеров. Если решение принято после 2 октября 2014 года, оно должно быть удостоверено нотариусом.
- В течение 3 дней после принятия решения регистрирующий орган должен получить соответствующее уведомление.
- Нужно уведомить о принятом решении налоговую службу. Для этого нужен оригинал решения собрания и заявление по специальной форме (Р12003).
- Через неделю вам будет выдан документ, который зафиксирует начало процесса реорганизации.
- Делается уведомление для регистрирующего органа.
- Затем подаётся объявление в специализированную газету. Речь здесь идёт о «Вестнике государственной регистрации». После этого нужно подождать месяц. Затем подаётся второе объявление и нужно ждать ещё месяц.
- Затем начинается регистрация нового юридического лица. Речь идёт о создании путём преобразования. Для этого подаётся соответствующий пакет документов в регистрирующий орган по месту, где находится ЗАО. На этом этапе фирму проверяет налоговая служба.
Через 5 дней вы получите документы о прекращении деятельности ЗАО и о регистрации ООО.
Необходимая документация
При реорганизации должен быть подан следующий пакет документов:
- Заявление о том, чтобы произвести реорганизацию. Оно подаётся по специальной форме (Р12001).
- Решение акционерного собрания об этом.
- Нужно предоставить оригинал устава ООО в двух экземплярах. Госпошлина в данном случае составляет 4 000 рублей. Должен присутствовать документ об оплате этой суммы.
- Предоставляются документы, которые связаны с предоставленным юридическим адресом.
- Справка ПФР об исполнении обязательств со стороны ЗАО.
- Передаточный акт между ЗАО и ООО.
- Копии сообщений, предоставленных ранее в газету.
Сроки и стоимость
Многие юридические и аудиторские фирмы предлагают услуги по реорганизации ЗАО в ООО «под ключ». Стоимость этой процедуры обычно составляет примерно 60 000 рублей, и весь процесс занимает, как правило, 3 или 3,5 месяца.
Преимущества и недостатки реорганизации
Проведём ещё одно сравнение, насколько выгодно ЗАО преобразовать в ООО:
- Не нужно платить регистратору за ведение реестра акционерного общества.
- Пока идёт процесс переоформления, фирма может спокойно продолжать свою текущую деятельность. Этот процесс может обычно длиться в течение трёх месяцев.
- Нужно будет провести обмен акций общества на соответствующие доли в ООО.
- Если провести преобразование, не нужно будет сдавать отчётность о чистых активах и другие виды специализированной отчётности акционерных обществ.
- Поскольку будет изменены ИНН и ОГРН при смене организационной формы, нужно будет уведомить своих контрагентов.
- В ООО деятельность фирмы будет полностью подконтрольна руководству и сотрудникам предприятия.
Мы видим, что, несмотря на дополнительные хлопоты, такое преобразование имеет больше плюсов, чем минусов.
Нюансы и особенности в 2017 году
Законодательство постоянно изменяется. Процедуру преобразования проводят на основе тех законов, которые действуют в настоящий момент. Для того, чтобы хорошо в этом ориентироваться, лучше всего будет воспользоваться услугами профессионалов. Для примера заметим, что до 1 сентября 2014 года передаточный акт нужно было утверждать на собрании акционеров.
После этой даты так делать уже не нужно. Несмотря на сказанное, рассматриваемая процедура, в целом, почти не изменилась и материал, изложенный в этой статье, сохраняет свою актуальность.