Каждый год рынок Интернет-провайдерства возрастает на 47-65%. Этот факт подчеркивает его актуальность и перспективность. Конечно, вряд ли предпринимателям с небольшим уставным капиталом удастся стать крупнейшим представителями в этой сфере. Но занять лидирующие позиции в сфере коммуникаций в глубинке, на периферии, вполне возможно.
Типы Интернет-провайдеров
Провайдеры бывают федерального или локального уровня. Первые продают доступ в сеть на уровне региона, района или города. Вторые – в отдельных небольших населенных пунктах. Иногда, в некоторых районах работает от нескольких десятков до сотни Интернет-провайдеров.
Различают типы Интернет-провайдеров и по видам услуг, которые они предоставляют абонентам:
- хостинг провайдеры;
- провайдеры доступа: магистральный провайдер – собственник крупных магистралей каналов связи, продающий трафик оптом и предоставляющий услуги другим провайдерам; городской провайдер – мелкий агент, арендующий трафик у более крупного;
- магистральные Интернет-провайдеры;
- канальные провайдеры;
- провайдеры последней мили;
- провайдеры услуг мобильной коммерции.
Деятельность и услуги
В зависимости от своей специализации, Интернет-провайдеры могут оказывать несколько видов услуг:
- доступ к сети Интернет (широкополосный, коммутируемый, проводной);
- колокационные работы (установка оборудования клиента в узле провайдера);
- сдача в пользование виртуальных серверов;
- хранение информации абонента (резервирование).
Техническое оснащение
При открытии такого бизнеса, как Интернет-провайдинг, первоначальные финансовые вложения будут направлены именно на закупку, установку и подключение оборудования. В среднем старт среднего провайдера обходится около 2,5-3 миллионов рублей.
Поэтому очень хорошо, если на начальном этапе вам придет на помощь друг, хорошо разбирающийся в коммуникационном оборудовании. Это позволит сэкономить на закупке ненужной или аналоговой техники. Если такого друга нет, есть смысл нанять специалиста.
Перечень оснащения обширен и может варьироваться:
- веб-сервера;
- почтовые сервера (могут быть объединены с веб-серверами на малых системах);
- FTP-сервера (обычно объединены с веб-серверами);
- идентификационный и терминальный сервера;
- мастер-сервер;
- второстепенные сервера;
- серверы новостей (опция);
- сервера для разработки и контроля;
- регистрационный сервер;
- расчётный сервер (опция);
- типовой сервер (на больших системах);
- маршрутизатор;
- защита от несанкционированного взлома системы;
- сетевые переключатели;
- стойки для оборудования;
- кабели, инструменты и контрольное оборудование;
- сервер удалённого доступа;
- административная панель и оргтехника;
- источники бесперебойного питания (длительность автономной работы которых должна быть не менее 60 минут);
- мебель и т.п.;
- инструменты и запчасти для замены.
Регистрация бизнеса – пошаговая инструкция
Для того чтобы правильно организовать деятельность поставщика услуг связи в Сети, необходимо зарегистрироваться в налоговой инспекции, оформить лицензию и получить разрешение в «Роскомнадзоре». К каждому пункту нужно отнестись очень серьезно. Кроме того, правовое оформление бизнеса станет одной из первых статей расходов, о которой следует помнить и учитывать, открывая свое дело.
Оформление
Заниматься Интернет-провайдингом имеет право только юридическое лицо. Исходя из этого, будущему продавцу Интернет-услуг понадобится зарегистрировать свою фирму как ООО. Рассмотрение документов на ООО ведется в налоговой инспекции по месту жительства заявителя. В среднем эта процедура может занять от 5 дней до 2 недель.
Заранее подготовьте копии учредительных и всех остальных полученных документов. Они будут необходимы для проведения денежных операций.
Приблизительный расчет затрат на оформление:
- 4000 р.– государственная пошлина за регистрацию ООО;
- 10000 р. – минимально допустимая сумма начального капитала;
- 100 р. – копия свидетельства, заверенная нотариусом;
- 500 р. – копия устава, заверенная нотариусом;
- 1200 – копия учредительного договора, заверенная нотариусом.
Лицензирование
Закон «О связи» в Российской Федерации предусматривает, что работать Интернет-провайдер может только на основании договора, заключенного с оператором телекоммуникаций и лицензии на осуществлении деятельности в сфере услуг связи.
Скорее всего, вам понадобится оформить следующие документы:
- лицензия на телематические услуги;
- лицензия на передачу данных.
Если же вы планируете дополнительно оказывать иные виды услуг (кабельное ТВ, хостинг, IP-телефония), может понадобиться другой пакет лицензионных документов. Для того чтобы получить лицензию, необходимо подать заявку в Российский Комитет Надзора. Это непростая процедура и лучше доверить ее консалтинговому агентству.
Приблизительный расчет затрат:
- 12000 р. – госпошлина за получение 2 лицензий;
- 16000-20000 р. – услуги консалтингового агентства.
На прием и проверку документов уйдет от 1 до 3 дней, после чего начнется рассмотрение заявления, которое может длиться до 45 дней. После одобрения заявления, получив лицензию на руки, можно приступать к финишному этапу – созданию проекта узла связи и получению разрешения Роскомнадзора.
Получение разрешения Роскомнадзора
Это один из самых ответственных этапов, который не обойдется без финансовых вложений. Он заключается в создании проекта узла связи и подаче его на экспертизу в Роскомнадзор.
Положительный ответ экспертов зависит от содержания самого проекта, работы проектировщиков, а также качества технического оборудования узла. Все оборудование и техника должны быть лицензионными, а также пройти проверку в Системе сертификации «Связь».
Приблизительный расчет затрат на экспертизу:
- 35000 р. – проектировочные работы;
- 30% от затрат на проектирование узла – экспертная оценка в ФГБУ Центр МИР ИТ;
- 30000 р. – ввод в эксплуатацию.
Поэтапное включение эксплуатации:
- извещение «Роскомнадзора» о том, что начато обустройство узла связи;
- пакет документов, регламентируемых приказом №113
- извещение «Россвязьнадзора» об окончании строительных работ, с просьбой о назначении в приемную комиссию представителя РСН;
- рассмотрение документов инспектором РСН, исследование узлов ПД и ТМ;
- получение документа, подтверждающего возможность ввода в эксплуатацию.
Подбор помещения и персонала
Если вы всерьез намереваетесь стать поставщиком Интернет-услуг, то придется подумать об обустройстве офиса и подборе персонала.
Чтобы обустроить современный офис, подойдет практически любое помещение (чердак, цоколь, подвал), главное, чтобы оно соответствовало требованиям противопожарной охраны, в частности проведено заземление и пожарная сигнализация. А для сохранности имущества придется прибегнуть к услугам охранного агентства.
Серьезная компания Интернет-провайдер ответственно должна подойти и к выбору персонала. В зависимости от масштабов развития и объема работы, в компании могут быть: управляющий, системный администратор, операторы (служба тех поддержки), веб-мастер, бухгалтер, ремонтная мастерская. Очень хорошо, если анализом развития бизнеса будет заниматься профессиональный штатный маркетолог.
Затраты и сроки окупаемости
Есть 3 варианта, по которому может пойти начинающий Интернет-провайдер:
- Вариант 1. Продажа трафика ограниченному количеству клиентов (30-50 человек). По сути – это тупиковый вариант, не предусматривающий развития и роста. Его суть в объединении нескольких десятков клиентов в одной локальной сетью. Рентабельным проект становится при наличии 12-15 клиентов, если их оплата за услуги обходится не менее $30-40. Если провайдер имеет 30 пользователей, полная окупаемость проекта происходит через 15-20 месяцев. Недостатком такого Интернет-провайдера является низкая скорость Интернета.
- Вариант 2. Подключение пользователей к АТС по аналоговым каналам. Такой провайдер способен обеспечить приемлемое качество доступа к сети и иметь больше пользователей – 160 человек на один 16-модемный проект. При начальных разовых затратах от $15000-20000 ежемесячная рентабельность бизнеса может варьироваться от 10-30%.
- Вариант 3. Цифровая связь с АТС. Установка цифровой аппаратуры доступа позволит существенно повысить уровень оказываемых услуг. Доступ в сеть происходит посредством прохождения цифрового потока через линию Е1, которая обслуживает до 30 телефонных каналов. Это серьезный подход к Интернет-провайдингу он предусматривает внушительные вложения. Затраты могут составить от $20000-25000 разово и от $6000-9000 на ежемесячное обслуживание. Несмотря на затратность, рентабельность проекта тоже высока – 30-35%.
Советы
- Специфика данного бизнеса требует профессионального подхода. Интернет-провайдер должен улучшать качество услуг, расширять количество линий, закупать новое, более производительное оборудование. Поскольку Интернет-провайдинг – это не сезонный бизнес, грамотно ведя его, можно добиться отличных результатов и высокой рентабельности;
- Стараясь завоевать устойчивое положение в сегменте рынка, добавляйте и развивайте новые, дополнительные услуги и сервисы, следите за тем, какие услуги оказывают конкуренты;
- Боритесь за каждого клиента. Плохое качество услуг, низкая скорость или «виснущий» Интернет – путь к отказу клиента от ваших услуг, и как следствие, неминуемому банкротству. Помните, в вашем сегменте всегда найдется конкурент, способный предложить более качественную связь;
- Открывая бизнес и составляя бизнес-план, продумайте каждую мелочь. Только кропотливая и серьезная работа приведет к успеху!