Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия

Как правильно управлять средствами предприятия? В наше время, это стало наиболее актуальным. Ответов куча, каждый понимает по-разному и отвечает исходя из своего опыта. Бизнес – это серьезное дело.

бизнесмены

Чтобы успешно развивать компанию с финансовой стороны, недостаточно учитывать только текущих показателей (состояние, прибыль, доход, платежи и пр.). Очень часто, начинающие бизнесмены не обращают внимания на такие показатели как; коэффициент восстановления/утраты платежеспособности, коэффициенты ликвидности и т.д. и совершают очень грубые ошибки.

В этой статье вы узнаете о том, как правильно рассчитать разные показатели и грамотно управлять средствами вашей компании. Она будет полезна не только начинающим предпринимателям, но и обычным работникам, и даст четкое представление о тонкостях работы бухгалтеров.

А именно, раскроет тему «коэффициент восстановления платежеспособности» и немного затронет другие показатели, чтобы дать понятие об основной теме.

Определение КВП

Итак, КВП (коэффициент восстановления платежеспособности) – это показатель, дающий информацию о вероятности компании восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Сначала определим, что такое платежеспособность. Это способность предприятия выполнять свои краткосрочные и долгосрочные обязательства в срок. Например, оплата налогов, арендных плат (в случае арендования чего-либо), зарплаты сотрудников, вообще оплата всех видов платежей.

КВП рассчитывается в конце отчетной даты или в начале следующего периода. Нужный период определяет сам предприниматель (или бухгалтер) во время расчета.

Кому это необходимо:

  • инвесторам, которым хотят вложить в предпринимательство, имеющее хорошие возможности развития, но не имеющего достаточных средств для этого;
  • кредиторам;
  • самому предпринимателю, чтобы принять необходимое решение.

Расчетами этих показателей, занимается бухгалтер или аналитик предприятия. Кстати, КТЛ (коэффициент текущей ликвидности) – говорит о способности компании погашать текущие обязательства. В расчетах КВП, этот показатель – необходим.

Отметим, что КВП это не точный показатель. В реальности все может быть по-другому. КВП показывает, что вероятно в случае стабильности объемов продаж, оборота, КТЛ и пр. то есть в случае работы такими темпами в течение определенного периода. Работать только этим показателем, не учитывая других, тоже ошибка.

Показатели КВП

Данный коэффициент может определить, насколько вероятно восстановление/утрата платежеспособности организации. Если результат расчетов ниже единицы, следует понять, что такими темпами организация пойдет недалеко. Но если значение выше единицы, можно спокойно продолжать деятельность такими темпами.

Чрезмерно высокий коэффициент говорит, или о неправильном расчете, или о неправильной управлении капиталом, то есть мощность организации позволяет увеличить объем производства, но организация не увеличивает. Это не плохо, но надо понять, что если запустить все мощности в работу, можно получить больше дохода и развиваться быстрее.

Анализировать можно разными методами. Самый популярный метод – это учет значений КТЛ в начале и в конце отчетного периода.

Но более точную информацию дает сложный расчет. Он заключается в учете не двух (начальному и конечному значению периода), а четырех значений КТЛ. Учет четырех или более значений, показывает динамику ликвидности организации.

Влияющие факторы на КВП

С экономической точки зрения, можно сказать, что основным фактором, влияющим на КВП, является текущая ликвидность предприятия. Коэффициент текущей ликвидности – один из ключевых показателей, которые дают информацию о платежеспособности предприятия в краткосрочной перспективе.

Без КТЛ невозможно узнать уровень КВП, так как в расчете, без этого коэффициента не обойтись.

Факторов, влияющих на коэффициент ликвидности много, и всех перечислить здесь невозможно.

Основными являются следующие:

  • соотношение спрос/предложение на рынке;
  • грамотное управление капиталом;
  • величина текущих долговых обязательств;
  • качество производимых продукций и т.п.

Формула расчета

Показатели КВП определяются путем внесения значений КТЛ и периода, в формулу.

Сама формула выглядит так: КВП = КТЛк + 6/6 (КТЛк – КТЛн) /2, где:

  • КТЛк – значение КТЛ в конце отчетного квартала;
  • 6/ (числитель) – период (в месяцах) восстановления платежеспособности;
  • /6 (знаменатель) – отчетный период (в месяцах);
  • КТЛн – значение КТЛ в начале периода;
  • /2 – нормальное значение КТЛ.

Примечание:

Обычно, в расчетах оптимальным периодом восстановления платежеспособности считается 6 месяцев, но по усмотрению, сам предприниматель может его изменить.

Нормальное значение КТЛ (2) говорит о том, что с ликвидностью все хорошо. Поэтому принято считать в формуле именно двойку, однако в некоторых отраслях коэффициент 1,5 был принят в качестве нормативного значения КТЛ.

Формула КТЛ – достаточно простая: КТЛ = ОА/КО, где:

  • ОА – оборотные активы предприятия;
  • КО – краткосрочные обязательства предприятия.

Результат ниже 2 (иногда 1,5), говорит о трудностях предприятия расплатиться долгами.

Пример

Чтобы было понятно, сначала приведем пример расчета КТЛ. Возьмем одну компанию, допустим с названием “N”. Итак, в апреле, стоимость оборотных активов составляла 5 500$, а величина долгов (кредиторская задолженность, заемные средства и пр.) 2 200$.

По расчету:

  • КТЛ = ОА/КО = 5500/2200 = 2,5

На период апреля КТЛ составил 2,5 (допустим в начале первого квартала коэффициент был 2,4), а в августе КТЛ – 2,3 (весьма неплохой результат, но если сравнить с показателями в апреле, КО повысились). В октябре КТЛ понизился до 2,1, а в январе следующего года был равен 1,7.

Вывод: КТЛ постепенно снижается. Причины могут быть разными, особенно такими, как:

  • уменьшение спроса на продукцию компании по каким либо причинам;
  • изменение рабочей системы;
  • неграмотное управление;
  • увеличение текущих долговых обязательств и т.д.

Исходя из этого, рассчитаем КВП в первом квартале: КВП = КТЛк + 3/3(КТЛк – КТЛн) = 2,5 + 3/3(2,5-2,4)/2 = 1,3 КВП =1,3 где:

  • КТЛк – значение КТЛ в конце отчетного квартала (2,5)
  • 3/ (числитель) – период восстановление платежеспособности;
  • /3 (знаменатель) – отчетный период;
  • КТЛн – значение КТЛ в начале периода (2,4)

Во втором квартале КВП составит 1,05, в третьем квартале – 0,95, а в четвертом квартале – 0,65.

Если в следующем квартале все не изменится в положительную сторону, то скоро предприятие “N” ждет полная утрата платежеспособности и следом банкротство.

Как восстановить платежеспособность?

расчет

Чтобы уберечь организацию от дальнейшего банкротства, надо постоянно следить за платежеспособностью. Понятно, что если КВП больше 1 – все нормально, но, что сделать, если КВП меньше 1? Какие решения надо предпринять, чтобы не обанкротиться и продолжать развиваться? Как восстановить платежеспособность организации?

В случаях КВП меньше единицы, следует предпринять следующие меры:

  1. Перенести краткосрочные обязательства к долгосрочным.
  2. Оптимизировать количество продаж, то есть если спрос на товар меньше чем предложение, то следует сократить производство.
  3. Придумать новинки.
  4. Адаптировать стратегическую систему развития.
  5. Продать все лишнее.
  6. Оптимизировать количество сотрудников.

Простым языком, надо стараться экономить финансовые средства активов и желательно сократить пассивы. Таким образом, можно сохранить или восстановить платежеспособность.

Начинающим предпринимателям сначала все кажется сложным. Рассчитать разные экономические показатели, изучить рынок, работать персоналом, следить за репутацией и т.д., правда, в начале новичкам поможет мотивация, но спустя немного времени, придется разобраться вышеперечисленными проблемами и это называется первым этапом в развитии бизнеса.

Прежде, чем начать собственное дело, следует изучить эти показатели и факторы. Развиваться каждому в этом сфере не удастся. В виде доказательства, достаточно напомнить тот факт, что спустя 1-3 года после открытия новых 10 компаний, останутся только 3-5. Через 5-7 лет их количество уменьшается до 1-3, а через 10 лет остается только одна.

Вот поэтому, не все предприятия достигают успеха в своем деле. Но не стоит останавливаться, так как среди людей, достигнувших успеха, может быть любой.

Для этого достаточно не сдаваться, столкнувшись трудностям и искать решение проблем. После прохождение этого этапа, и достижение успеха, взглянув назад, можно сказать «Сколько предприятий было, когда я начал свою деятельность и сколько сейчас». Все мы с конкурентами проходили одинаковые дороги, но не все дошли до конечной цели. Нет ничего лучшего, чем эти мысли для бизнесмена.

Оставить комментарий

очиститьОтправить