ЭЦП (электронная подпись) для физического лица

В связи с постоянным внедрением новых современных технологий, электронно-цифровая подпись становится необходимостью не только для организаций и юридических лиц, но и также для физических. Теперь гражданам нашей страны, не придется отстаивать большие очереди в государственных учреждениях, ходить по разнообразным инстанциям, для того, чтобы поставить свою рукописную подпись.

Сегодня все происходит намного проще.

работа на ноутбуке

Понятие ЭЦП

ЭЦП – определенная математическая схема, напрямую предназначенная для отображения подлинности документов и электронных сообщений, хранящиеся в электронно-цифровом виде.

Она помогает проводить:

  1. Установку личности, отправителя документ.
  2. Проверку целостности документа.
  3. Конфиденциальность отправляемых бумаг.

Создается ЭЦП с помощью специальной криптографической программы, путем генерации уникальных символов, с помощью закрытого электронного ключа.  Она имеет достаточно разнообразные степени защиты, полноценно влияющие на возможность использования.

Законом №63 ФК РФ определены 3 основных вида электронных подписей:

  1. Простая – предназначена для идентификации личности, при отправке документов. Говоря проще, это всем знакомый логин и пароль в личном кабинете, информационного портала. При финансовых операциях дополняется еще смс подтверждением, на номер телефона.
  2. Усиленная подпись (неквалифицированная) – дает возможность определять владельца и позволяет изменять внутренние содержание документов, даже после опубликования в сети. Данная подпись может быть создана и использована без сертификата. В том случае, когда сертификат отсутствует, то такая цифровая подпись должна соответствовать всем правовым нормативам и законам.
  3. Квалифицированная подпись – используются только в центрах, аккредитованных структурой – Минкомсязи (федеральный государственный орган, исполнительной власти, по информационным технологиям и коммуникациям). Обеспечивает максимальную защиту всей информации, в связи с этим такой вид подписи используется чаще других. К такому виду, обязательно выдается сертификат.

Именно третий вид подписи, придает документу юридическую силу в полном объеме. Он может предоставить защиту от изменения документа, полностью контролировать целостность, и подтверждать авторство обладателя.

Например, если какой-либо отчет был изменен уже после подписания, то это сразу станет известным обладателю подписи.

Область применения

 В большей мере подпись используют юридические лица, а также сотрудники крупных организаций, заключающие сделки с контрагентами удаленно. С переходом многих видов деятельности в электронно-виртуальный формат, ЭЦП стала необходима и физическим лицам.

Возможности ее достаточно обширны. Вот лишь несколько из них:

  1. Получение через интернет государственных услуг (оформление загранпаспорта, получение виз, оформление пособий, получение выписок, перерасчет и получение пенсий).
  2. Подача вступительного заявления в ВУЗ.
  3. Регистрация юридического лица и ИП.
  4. Принятие участия в электронных торгах.
  5. Участие и подписание договоров, касаемо удаленной работы, на дому;подтверждение авторство.
  6. Подача заявки на патент.
  7. Отправление писем государственного значения, в органы власти.

Потенциального владельца электронной подписи не должна смущать ее сложная техническая составляющая, с помощью которой функционирует система. Интерфейс самой программы достаточно понятен, и не составит труда в использовании.  Достаточно стандартных навыков пользования ПК.

Перед началом использования, нужно установить программу «Крипто Про» на персональный компьютер. Без этой программы работа с ЭЦП невозможна. Хочется отметить, что программа является платной, но имеет пробный рабочий период строк в 3 месяца. После установки можно пользоваться всеми возможностями электронного ключа.

Цена на бессрочное пользование программой варьируется от 700 до 2 500 рублей, для физического лица.

Использования подписи обычно предполагает ряд работ в Microsoft Office. Пример как использовать в документах и важных бумагах цифровую подпись:

  1. Создаём текстовый документ.
  2. Добавляем строчку, для размещения подписи.
  3. Ставим подпись в заранее подготовленную строчку.

Для того, что бы добавить строчку в файл, нужно:

  1. Курсором мышки, нужно переместить туда, где будет располагаться строка для вашей подписи.
  2. Ищем вкладку «Правка», потом выбираем «Вставка», далее нажимаем «Текст».
  3. Наводим курсор на строчку «Строка для подписи», и во всплывающем окошке выбираем пункт «Строка подписи Microsoft Office».
  4. Вводим все запрашиваемые сведения о подписывающем.

ЭЦП для Госуслуг

Для удобства использования электронной подписи при подписании важных государственных бумаг, правительство нашей страны создала 2 основных системы:

  1. ЕПГУ – это единый портал государственных услуг.
  2. ЕСИА – это единая система идентификации граждан, при помощи которой граждане могут получить государственные или муниципальные сведения.
Важно: Для пользования порталом ЕСИА, с целью получения справочной информации, будет достаточно, простой ЭЦП. А для ЕПГУ необходима обязательно квалифицированная подпись, так как помимо информации, ЕПГУ можно проделывать важные юридические операции с бумагами.

С помощью электронного носителя и официального сайта государственных услуг, теперь можно удаленно:

  1. Повторно получить паспорт гражданина РФ.
  2. Зарегистрировать свой автомобиль.
  3. Получить информации и выписки по счетам Пенсионного фонда России, а так же отследить текущее состояние пенсионных накоплений.
  4. Зарегистрироваться по месту пребывания, и месту жительства.
  5. Получить ИНН.
  6. Получить нужную информацию о штрафах ГИБДД.

Как и где получить?

Операция для получения электронного ключа довольно проста, для начала стоит найти аккредитованный и проверенный удостоверяющий центр, по изготовления ЭЦ ключей. Список и адреса можно найти на официальном сайте Минкомсвязи. Такие учреждения существуют во всех региональных центрах страны. Помимо регистрации желающих, УЦ осуществляют дальнейшую поддержку и консультацию при работе с электронным носителем и сертификатом.

флэш-карта

Простую ЭЦП можно получить на госпредприятиях, локализованных при региональных центрах ЕСИА. Посмотреть адреса центров и подать онлайн заявку на изготовление, можно на официальном сайте ЕСИА.

Порядок и условия получения:

  1. Создать заявку на сайте Госуслуг или подать заявление в отделение офиса компании, также можно это сделать по телефону. Требования зависят от конкретного центра.
  2. Оплатить счет, выставленный удостоверяющим центом (сделать это можно как через электронные кошельки, так и через банк или почту).
  3. Предоставить отделению пакет документов. Специалисты УЦ на основании поданных документов изготовят сертификат.
  4. Получить оригинал сертификата и сам ключ. В определенных центрах передача производится только при предъявлении оригинала документов подписывающего.

Ключ, с момента подачи всех документов, изготавливается в течение 5 рабочих дней. Если же такой центр находится не в вашем городе, то электронный ключ с сертификатом высылаются заказным письмом, через почтовое отделение.

Необходимые документы

При обращении в УЦ, за получением электронной подписи, подписывающему потребуется пакет документов. Перечень конкретных документов может различаться, в зависимости от отделения регионального центра.

Наиболее чаще требуются такие документы, как:

  • заявление на производство ЭЦП;
  • копии паспорта 2-3 страницы, а так же страницу с регистрацией по месту жительства;
  • копия ИНН;
  • копия СНИЛС;
  • документ или чек об уплате услуг УЦ;
  • флэш карта, или диск для хранения электронного ключа;

Важно: По регламенту определенных центров, документы должны быть заверены нотариально.

Срок действия, получение и стоимость

Электронно-цифровой ключ можно использовать в течение 1 года. В последующем, владелец без проблем может продлить его действие. За 1 месяц до истечения срока, подписывающего проинформирует удостоверяющий центр.

Важно: С 2015 года, обладатели цифровой подписиx могут переоформить ключ заново, не обращаясь напрямую в отделения регионального УЦ.

Достаточно просто зайти в свой личный кабинет, на официальном сайте сертификационного центра, оставив там электронную заявку на продление своего ключа. При подаче заявки, не нужно прикреплять совершенно никаких документов, при этом данная услуга является полностью бесплатной.

Стоимость напрямую зависит от вида заказываемого ключа.

Простая ЭЦП предоставляется совершенно бесплатно (базируется она на стандартном алгоритме, пароль – код), физические лица могут воспользоваться для упрощенного использования в ЕСИА.

Стоимость усиленной подписи составляет от 300 до 1 500 рублей в год, а квалифицированной ЭЦП на USB накопители или диске, варьируется от 600 до 5 000 рублей в год.

Особенности и нюансы получения и использования

В департаменте УЦ тщательно проверяется весь пакет документов на правильность заполнение, наличие и подлинность. В случае каких-либо нюансов, возможен отказ в изготовление ключа.

В случае, если при оформлении заявки, подписывающий не отметил функцию «опубликовать сертификат», его не выдают лично в бумажном виде, а отсылают на электронную почту, или переносят на носитель.

Недостатки и преимущества

 Среди преимуществ использование ЭЦП, стоит отметить:

  1. Значимая экономия времени и денежных средств, на проведение процедур подготовки и получения нужных документов.
  2. Создание эффективной и отлаженной системы обмена информацией.
  3. Сведение к минимуму, всевозможные риски финансовых потерь, за счет высокого уровня защищенности информации.
  4. Полная гарантия достоверности, предоставляемой документации.
  5. Конфиденциальность и полная безопасность данных имеет оснащение защитным кодом в виде PIN-кода. Высокую защиту от несанкционированного внутреннего копирования.

К минусам можно отнести расходы на приобретение электронного ключа. Не каждый гражданин готов выделить из своего бюджета сумму на изготовление цифровой подписи. К тому же, потребуется определенное время для того, чтобы научиться и привыкнуть к системе электронного документооборота.

Наличие цифрового ключа – не обязательное требование для граждан. Однако, если вы ведете активную деятельность, нацелены на развитие, и стремитесь к увеличению своего дохода, чтобы добиться высоких результатов и сделать жизнь намного удобней, то для вас ЭЦП – необходимость.

Это позволит достаточно в короткие сроки получать максимум благ и стать уверенным пользователем современных электронных систем.

Статья была полезна?
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
0,00 (оценок: 0)
Loading...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий