Как зарегистрировать товарный знак (торговую марку)?

Если обратиться к истории, то клеймением занимались давно: мастера выставляли на изделиях свой знак, землевладельцы клеймили скотину. Во времена Петра I клейменые товары прочно вошли в современный мир. Даже был издан и подписан закон в 1830 году, который регулировал процедуру клеймения.

торговые марки

За нарушение законодательства и умышленную подделку товаров предусматривалось реальное строгое наказание.

Действующее законодательство России дало четкое определение товарному знаку – это обозначение оригинального вида, которое отличает товары (услуги) одной фирмы – производителя от другой. Под понятие «фирма» попадают физические и юридические лица.

Согласно статистическим данным по информации Роспатента, ежегодно подают заявление на регистрацию ТЗ более 60 тысяч авторов. Регистрация ТМ это процедура, в которой заявитель просит у государственных органов узаконить определенный символ для отличия своих товаров от других производителей.

Регистрация в государственных органах дает владельцу фирменного знака определенную защиту. Он считается законным и отличительным для других.

Обозначение, которое не прошло регистрацию, может быть использовано в торговле, рекламе, на производстве, но оно не защищено от подделок и других нюансов, связанных с применением торговых марок. Чтобы получить положительное решение от Роспатента, заявитель должен выполнить ряд определенных условий.

Этапы регистрации самостоятельно

Торговый знак должен включать комплекс наименований, текстовых оповещений, графику, которая определяет определенный вид продукции.

Он должен быть единственным в своем роде, легко узнаваемым и относится к охраняемым законодательством объектам собственности. Знак товара должен быть использован только его законным собственником, но в случае обязательной его регистрации.

Чтобы товарный знак смог пройти фиксирование, его обладателям необходимо выполнить следующие обязательные действия:

  1. Создать свой неповторимый стилевой образ: выдумать оригинальное наименование, краткое словесное изображение, изображение. Придумать шрифт, подобрать цветовые оттенки. Все элементы ТЗ должны притягивать внимание, быть запоминающимися, своеобразными, но при этом не повторяли бренд других фирм.
  2. Следующим действием является проверка разработанного знака по условиям уникальности. До регистрации логотипа, необходимо провести поиск аналогичных знаков по перечню Роспатента. Выполнить эту работу можно независимо или возможно обратиться к компетентным сотрудникам, с просьбой выполнить такую услугу. Этот период подготовки является самым ответственным, ведь взятый элемент чужого знака может превратиться в отказ от регистрации. Своевременно найденные сходства дают возможность изменить собственную символику еще до подачи документов.
  3. Необходимо отчетливо знать, какие виды товаров по классификации будут изготавливаться. Следует изучить классификатор и найти определенный код, который будет указывать не только товар по своему назначению, но и материал, из которого изготовлен товар.
  4. Подготовить все необходимые документы, включая заполненную заявку и приложенные к нему всю необходимую документацию с ксерокопиями.
  5. Готовый пакет документации предоставить в Роспатент. Это возможно выполнить некоторыми способами: подать документы лично в приемной организации; отправить по почте заказным письмом с обязательным уведомлением; с помощью факса с дальнейшей доставкой документов с офис; через электронную почту; через фирму – посредника.
Со дня регистрационных действий, собственник знака приобретает на него законные права и при выявлении того, что какая-либо фирма пользуется маркировкой, может потребовать возмещение вреда в судебном порядке.

Необходимые документы

Чтобы подать заявление в Роспатент, необходимо представить следующий пакет документации:

  1. Заполненный бланк с подробной информацией о лице, представляющего ТМ.
  2. Оплаченные чеки.
  3. Ксерокопии логотипа (8 шт.) с подробной информацией о перечне товаров или услуг на отдельном приложении.

Зарегистрировать ТЗ можно не только на ИП, но и на юридическое лицо. В этом случае, кроме документов, перечисленных выше, необходимо приложить устав и предприятия и снятую ксерокопию.

Стоимость и сроки

При оформлении патента своими силами и без посторонней помощи, денежные траты будут слаживаться только из оплаты пошлин за государственные услуги:

  1. Предоставление заявления и рассмотрение пакета документации – 2 700 рублей.
  2. Экспертные действия, проводимые по одному виду товарного знака – 11 500 рублей.
  3. Добавочная оплата за каждую классификацию МКТУ – 2 050 рублей.
  4. Получение сертифицированного документа – 16 200 рублей.
  5. Занесение видоизменений в поданную документацию – 4 900 рублей.
  6. Несвоевременный ответ на письменные вопросы Роспатента – 850 рублей (ежемесячно).
  7. Восстановительные правовые действия на подачу запрошенных документов при просрочке всех законных сроков – 8 100 рублей.
Если ответственно подойти к сдаче документации, то путем несложных сложений, можно уложиться в сумму в 30 400 рублей (за одну классификацию МКТУ).

Если же нет уверенности в собственных силах, то намного целесообразнее обратиться в специальные организации. Работники этих фирм профессионально проведут подготовку всех необходимых документов и актов, лично представят пакет документов в требуемые инстанции, и проведут переговоры.

Регистрация в патентных компаниях

В Российской Федерации на уровне закона в 90-х годах было разрешено введение посреднических организаций – патентных поверенных. Одной из главных их обязанностей представлять интересы собственником субъектов в ведомстве патентных организаций в момент их регистрации.

С их помощью можно ликвидировать ошибочные действия, в разы сократить время, сэкономить денежные средства.

Если обратиться за предоставлением услуги к поверенному лицу, от заявителя потребуется представить только свои координаты, наброски марки и реквизиты.

Всю остальную работу он выполнит самостоятельно: подаст документы, правильно выберет товарный знак, посетит Роспатент и проведет необходимые встречи с работниками:

  1. Секретарь в патентной организации фиксирует заявление и присваивает ему персональный номер.
  2. Патентной организацией осуществляется подробная проверка всех документов: правильность заполнения, наличие всех приложенных бумаг, правильность содержания заявления. Заявка подлежит тщательной проверки на протяжении 2 месяцев, в случае правильности оформления всех приложенных бумаг, заявление принимается в работу. Проведение экспертизы ТМ очень длительная процедура и может продолжиться до 18 месяцев. Весь период экспертизы заявитель и представители патентной организации ведут активное общение между собой, выясняя те или иные нюансы. После того, как проверено абсолютно все, то патентным органом принимается положительное решение и сообщается владельцу ТЗ.
  3. Получив одобрительное сообщение, нужно произвести оплату госпошлины за получение документа и чек представить в патентный орган. Сертификат можно получить на протяжении 2 месяцев после оплаты за услуги по его изготовлению. За этот период ТМ заносится в перечень « Товарных знаков», продлевать его необходимо через каждые 10 лет.

По уплаченным денежным средствам это будет дороже, чем обычная регистрация, зато в разы сократиться время для сбора документации.

Необходимые документы

Процедура регистрации аналогична той, которая была описана выше. Необходимо заполнить заявление определенного образца. Форма заявки регулируется Приказом Роспатента.

В заявлении обязательно нужно указать:

  1. Реквизиты заявителя.
  2. Фотографии предлагаемого ТЗ (можно подготовить вид марки другим удобным способом).
  3. Квитанцию об уплате госпошлины.
  4. Комплектацию фотографий или рисунков на предложенную ТМ.
  5. Доверенность поверенного лица на определенный вид работ (при наличии).
  6. Если документы оформлены на языке другого государства, то к пакету документов приложить перевод.
  7. Паспорт + ксерокопия (если его владелец является ИП).
  8. Свидетельство + копия предпринимателя.
  9. Устав предприятия (если обращается юридическое лицо).

Стоимость и сроки

Определенных сроков проведения проверок условиями закона не установлено. Согласно ст. 1498 ГК, процедура должна пройти на протяжении месяца.

Время проведения проверок можно значительно сократить, если доказать, что регистрация нужна заявителю очень срочно. К примеру, товар уже экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Только для этого случая, регистрация оформляется согласно международным стандартам.

Длительность экспертизы продолжается, как правило, год или полтора. Однако и здесь срок можно значительно сократить по письменному заявлению с предоставлением аргументированных доказательств. За регистрационные действия ТЗ выплачивается госпошлина.

Далее, каждая ступень регистрации подвергается отдельной оплате:

  • регистрационные и экспертные действия – 2 700 рублей;
  • за существенные экспертные обозначения – 11 500 + 2 050 рублей (за один класс);
  • регистрационные действия ТЗ и получение сертификата – 16 200 рублей.

Занесение измененных сведений в уже поданную заявку оплачивается в отдельном порядке.

Недостатки и преимущества регистрации

торговая марка

Оформление логотипа в законном порядке, как и все остальное, имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  1. Узаконенное свидетельство на товарный бренд красноречиво говорит о единственном праве пользования ТЗ его владельцем. Только обладателю на законных основаниях можно использовать по своему усмотрению (любым способом, не противоречащим закону).
  2. Наличие логотипа позволит свести к минимуму риски при недобросовестных действиях конкурентов. К примеру, ТМ крупной известной компании легко узнаваемая и покупаемая. Некоторые недобросовестные конкуренты могут взять логотип известной фирмы и воспользоваться в своих целях. Соответственно, люди, приобретая такую продукцию, необходимого и знакомого качества там не находят и, в итоге, может образоваться крупный скандал.

К минусам относятся следующие причины:

Если у фирмы имеется логотип, но он его не регистрирует, то иные фирмы – конкуренты могут присвоить логотип себе, впоследствии его официально зарегистрировать. После такой процедуры, ситуация может произойти довольно неожиданная: конкуренты, уже зарегистрировали чужую ТМ, могут обратиться к ее хозяину с требованием прекратить использовать свой же товарный знак.

Особенности и нюансы

При создании товарного знака, необходимо учитывать то, чтобы в рисунке не было повторов с других, ранее зарегистрированных логотипов. В противном случае, уже работающая фирма под примерно таким же брендом может выдвинуть серьезные претензии вплоть до подачи в суд.

Также, необходимо хорошо продумать и текстовую печать: текст должен быть кратким по смыслу понятным. Шрифт должен быть выбран емкий, хорошо читаемый и запоминающийся.

Статья была полезна?
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
0,00 (оценок: 0)
Loading...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий